Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия: Cubase Sx. Быстрый старт
Украинский Рэп Форум > |-СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ-| > Софт и железо
Некий
СКАЧАТЬ ПРОГРАММУ Cubase SX v3.1.1.944

Copyright © Денис Дубровский 2003 г. Все права защищены. Коммерческое использование учебника и его размещение на других сайтах - только с разрешения автора.
Введение
Steinberg Cubase SX - это мощная профессиональная программа для создания музыки, специально написанная для операционной системы Windows XP. Она выгодно отличается от других программ удивительно удобным и «интуитивным» интерфейсом, несколько непривычным для пользователей Windows. Но стоит хотя бы немного поработать с этой программой, как поражаешься ее изумительно продуманной эргономике – разработчики из компании Steinberg отлично представляют специфику музыкального творчества. Кроме того, программа очень стабильна, быстра, имеет алгоритмы синтеза и обработки звука очень высокого качества – не случайно ее широко используют в студиях звукозаписи всего мира. Единственное требование программы – наличие ASIO драйверов у звуковой платы. Но сейчас такие драйверы входят в комплект поставки подавляющего большинства звуковых плат для музыкантов*. Ну а если вы только начинаете заниматься созданием музыки с помощью компьютера, то не надо бояться «профессионального» статуса Cubase – научиться работать с ней не сложнее, чем с текстовым редактором Word. Как раз лучше сразу привыкать к навыкам профессиональной работы и не тратить свое время на освоение бестолковых программ «для начинающих» – от них, как правило, остаются чувства полнейшего неудовлетворения и разочарования.
Итак, с помощью Cubase SX можно делать следующие вещи:
Создавать многоканальные проекты любой сложности, состоящие из любого количества аудио и MIDI дорожек. MIDI треки можно записывать как с помощью внешних синтезаторов, так и с помощью виртуальных синтезаторов формата VSTi, которые сегодня мало чем уступают по качеству обычным инструментам.
Обрабатывать партии живых инструментов и синтезаторов любыми эффектами, как в реальном времени, так и с пересчетом исходного файла. Помимо встроенной обработки Cubase можно использовать подключаемые модули формата VST, которые, как правило, имеют более качественные алгоритмы.
Делать произвольный монтаж композиции. При этом исходные файлы сохраняются в первозданном виде – вы можете вернуться назад на любом этапе работы.
Произвольно редактировать MIDI и аудио данные с помощью соответствующих редакторов. Работать с петлями и звуковыми библиотеками.
Создавать собственные уникальные тембры синтезаторов, ударных и перкуссии с помощью виртуальных синтезаторов и семплеров формата VSTi. Простор для творчества – не ограничен.
Записывать финальный микс композиции в обычный стерео файл формата wav или MP3, с пересчетом всех эффектов и партий виртуальных синтезаторов.
Это самое главное. Но фактически, Cubase SX представляет собой законченную виртуальную студию звукозаписи, в которой есть все для создания музыки в любых стилях – от классики до индастриала. А множество фирм выпускают для Cubase подключаемые модули форматов VST (обработка) и VSTi (синтезаторы), которые закрывают все потребности современного музыканта. Для работы с программой, помимо звуковой платы с ASIO драйверами вам как минимум нужна MIDI-клавиатура и качественные акустические системы. Можно, конечно, писать партии всех синтезаторов мышью, но это не очень удобно. Музыкантам-профессионалам можно порекомендовать приобрести специальный автоматизированный контроллер Steinberg Houston, который очень сильно облегчает работу и делает ее действительно «интуитивной».

Контроллер Steinberg Houston
Очень многих музыкантов волнует такой вопрос: «Чем Cubase SX принципиально отличается от Cakewalk Sonar?». Функционально эти программы сейчас отличаются очень мало. Виртуальные синтезаторы обычно выпускаются как в формате DXi (Sonar), так и VSTi (Cubase). Тоже самое можно сказать и обо всей обработке. Есть, конечно, уникальные подключаемые модули типа пакета Steinberg GRM Tools, но большинство фирм предпочитает выпускать свои продукты сразу в двух форматах.
Самым главным отличием Cubase SX является работа со звуковой платой через ASIO-интерфейс. ASIO расшифровывается как Active Streaming In Out – активный поточный ввод/вывод. Этот интерфейс устраняет все недостатки операционной системы Windows и дает программе возможность максимально быстрого и стабильного доступа к звуковой плате. Особенно ярко преимущества ASIO интерфейса проявляются при работе с виртуальными синтезаторами и мониторинге входного сигнала – задержка прохождения сигнала внутри компьютера минимальна. Если в компьютере стоит звуковая плата с грамотно написанными ASIO драйверами, то время задержки составляет порядка 4-10 миллисекунд – то есть, практически незаметно и сравнимо с задержкой прохождения сигнала у лучших автономных профессиональных устройств. Этот интерфейс был разработан еще в 1997 году, и с тех пор доведен практически до полного совершенства, чего нельзя сказать об интерфейсе Direct X (DX) компании Microsoft, который использует для связи со звуковой платой Sonar. Кто из пользователей этой программы не сталкивался с проблемой выпадения данных (Drop Out), в результате которой Sonar начинает давать сбои в работе, а иногда и откровенно зависать? В общем Cubase SX – это на сегодняшний день, пожалуй, самая быстрая и стабильная программа для платформы Windows.
Вторым преимуществом Cubase SX является ее эргономика. Система управления программой продумана до мелочей и потрясающе удобна. Разумеется, это дело личных пристрастий, но выбор Cubase большинством профессионалов во все мире говорит о том, что разработчики компании Steinberg старались не зря…
И последний вопрос, который надо обсудить перед тем, как двигаться дальше – это вопрос о качестве алгоритмов современных музыкальных программ. Многие отечественные музыканты-профессионалы, звукорежиссеры и сотрудники фирм, торгующих звуковым оборудованием, высказывают мнение о том, что с помощью программ типа Cubase SX нельзя получить приемлемые результаты, соответствующие современным технологическим нормам, принятых в звукозаписывающей индустрии. Утверждается, что для черновых набросков, создания демо-материала и т.д. программы могут использоваться, но для «серьезной» работы требуются автономные синтезаторы и дорогущие приборы обработки звука. Очень часто это мнение высказывается предельно эмоционально, а все здравые аргументы попросту игнорируются.
Однако, на западе программы Cubase, Logic и Sonar вместе с виртуальными синтезаторами считаются серьезными профессиональными инструментами – об этом недвусмысленно свидетельствуют журналы типа Sound On Sound, Mix, Future Misic, Eq и др., а также англоязычные профессиональные сайты Интернета. Отличий в качестве уже нет никаких. Например, подключаемый модуль Edirol Super Quartet при наличии качественной звуковой платы ничем не отличается по звуку от таких синтезаторов фирмы Roland как XP-30 и XP-60. А виртуальные синтезаторы типа DiscoDSP Discovery или LinPlug Albino легко конкурируют с математическими синтезаторами фирм Novation, Waldorf, Korg и Roland. Виртуальный семплер Steinberg Halion имеет качество не хуже, а возможностей – больше, чем знаменитые семплеры фирмы Akai. Иногда профессионалы высказывают мнение, что им «плотности не хватает». Но, простите, повесьте качественный плагин компрессора на выход синтезатора и будет вам «плотность»… Что за проблема?
На самом деле раздражение «профи» и работников отечественной торговли понятно – развитие виртуальных технологий подрывает их бизнес (ведь в России, как известно, программы в подавляющем большинстве случаев используются «колотые»). Поэтому они всеми силами стараются доказать, что виртуальные студии – это «второй сорт». В некоторых случаях их аргументы разумны. Например, бессмысленно сравнивать современные программные ревербераторы и такой прибор как TC Electronic M3000, стоимостью в 2 тыс. долларов, который является эталонным для индустрии. Разумеется, реверберация от TC будет лучше… Но важнее для слушателя: «реверберация», или все-таки тембры, мелодии и ритмы? И сколько слушателей способно разобрать, какой ревербератор работает в вашей фонограмме? Опыт показывает, что это могут сделать только звукорежиссеры, музыканты и очень узкий круг аудиофилов, слушая фонограмму на качественной акустике. А обычные слушатели воспримут, что и там, и там есть «эхо». Ну а среднестатистические технологические нормы с помощью программ уже легко достижимы. Кроме того, виртуальные технолонии стремительно развиваются, мощности компьютерных процессоров растут, и все больше фирм поддерживает "виртуальное" направление. Так что не исключено, что через несколько лет алгоритмы с М3000 будут доступны и в виде компьютерных плагинов.
Вообще нам пора бы перенять у запада такие понятия как «бюджет проекта» и «целевая аудитория». Хорошую музыку будут слушать в любом случае, независимо от того, где она записана – на компьютере или в студии «Real World» Питера Гэбриэла. Популярные кустарные записи многих отечественных рок-групп – хорошее тому подтверждение. Если проект ориентирован на внутренний музыкальный рынок, и предполагается, что фонограмму будут преимущественно слушать на недорогих музыкальных центрах (слушатели – молодежь, любители песен, любители ярких мелодий и т.д.), то ее можно записывать и на компьютере со звуковой платой Sound Blaster. И все будут довольны. Если предполагается, что фонограмма должна звучать в танцевальных клубах с хорошими мощными акустическими системами, то здесь бюджет проекта надо увеличивать – в такой музыке очень важно грамотное сведение в низкочастотной области. Соответственно, надо иметь дополнительно к контрольной акустике как минимум приличный сабвуфер. Тоже самое требуется и в том случае, если вы хотите, чтобы ваша фонограмма хорошо звучала в автомобилях. Ну а если вы ориентируетесь на аудиофилов и звукорежиссеров, то, конечно, надо ехать записываться к Питеру Гэбриелу, так как в отечественных студиях обычно выпускаются фонограммы не удовлетворяющие аудиофилов по качеству, несмотря на наличие дорогущей аппаратуры. Собственно, наши «звезды» на запад записываться и ездят частенько…
И не надо забывать, что грамотные звукорежиссеры хорошо запишут фонограмму на любой аппаратуре – и на простом магнитофоне, и на компьютере, и в дорогой аналоговой студии. Поэтому для получения хороших записей имеет смысл заниматься развитием собственных навыков, тренировкой своего слуха, изучением основ физики и акустики, а не погоней за дорогими «железками»…
Этот учебник - не подробное описание всех функций Cubase. Его цель - научить пользоваться программой людей, которые имеют весьма смутное представление о том с чего начать. Поэтому многие профессиональные детали и подробности здесь опущены. Если вы последовательно пройдетесь по всем страницам учебника, то научитесь записывать и редактировать аудио и MIDI дорожки, монтировать материал, создавать собственные звуки с помощью встроенных виртуальных синтезаторов, обрабатывать партии синтезаторов и записанных "живых" инструментов разными эффектами и выводить готовую композицию в wav или MP3 файл. Это достаточный набор навыков для того, чтобы самостоятельно записывать песни или создавать музыку в любом из стилей. Если же у вас возникнут какие-то вопросы, то вы всегда можете обратиться в Консультационный Центр "Перехода".
------------------------------------
Установка и настройка Cubase SX
Итак, мы имеем компьютер, в который установлена звуковая плата. К MIDI-порту платы подключена MIDI-клавиатура (некоторые клавиатуры подключаются к USB порту компьютера – перед подключением обязательно посмотрите руководство), к микрофонному входу – микрофон. Аудио выход платы соединен с акустическими системами. До инсталляции Cubase SX желательно установить самые свежие драйверы для звуковой платы и проверить ее на предмет записи звука с помощью утилиты Sound Recorder, которая есть в Windows XP. Вам надо знать, что надо делать во время записи, какие кнопки нажимать и какие регуляторы вертеть. Все подробности на эту тему смотрите в руководстве пользователя вашей платы – там должна быть вся необходимая информация.
Минимальная система, которая требуется для запуска программы – это компьютер с процессором Pentium III 500 МГц (или эквивалентным по мощности процессором фирмы AMD) и 256 Мб оперативной памяти. Рекомендуется же компьютер с процессором Pentium III 1 ГГц, 512 Мб оперативной памяти. Операционные системы – Windows XP или Windows 2000. Также настоятельно рекомендуется использовать мышь с колесом (wheel mouse) – с ее помощью гораздо удобнее управляться с разными экранными регуляторами. Разрешение экрана нужно не менее 1024х768 точек. С меньшим разрешением работать очень сложно. А наиболее комфортное разрешение для работы с Cubase – 1280х1024 или 1600х1200. Также программа поддерживает работу с двумя мониторами и «двухголовыми» видеокартами типа Matrox G450 – на двух мониторах очень удобно размещать многочисленные окна. Ну а весь свой потенциал программа раскрывает со внешними контроллерами типа Tascam US-428, Houston, Mackie Control или SAC 2K.
Инсталляция программы Cubase SX обычно не вызывает никаких проблем. Вам надо указать папку для установки и утвердительно ответить на все задаваемые вопросы. После перезагрузки компьютера можете запускать приложение. Первым делом на экране появится диалоговое окно ASIO Multimedia, где вам предложат провести тест текущей конфигурации системы. Если у вашей звуковой платы есть свой собственный ASIO драйвер (а он должен быть для нормальной работы с Cubase), то вам надо установить переключатель в положение Skip the test и нажать кнопку ОК. После этого вам будет выдано предупреждение о том, что система не прошла тестирование. Нажмите ОК и в этом диалоговом окне. На экране появится пустое окно программы Cubase SX, в нижней части которого будет находиться панель транспорта. Если вдруг панели транспорта там нет, то нажмите на клавиатуре кнопку F2 – панель тут же появится.


Панель транспорта Cubase
В правой части этой панели есть два индикатора In (красный) и Out (зеленый). Если ваша MIDI клавиатура включена и правильно присоединена к компьютеру, то при нажатии ее клавиш должен «загораться» красный индикатор In.
Теперь настроим ASIO драйвер платы:
Выберите команду меню Devices>>>Device Setup. На экране появится соответствующее диалоговое окно.
В списке Devices (в левой части диалога) выберите строку VST Multitrack. Справа появится поле с двумя вкладками Setup и Add/Remove.

Диалоговое окно Device Setup (Настройка Устройства)
В списке ASIO Driver по умолчанию выбран драйвер ASIO Multimedia. Щелкните на этом списке и выберите ASIO драйвер своей платы. На рисунке выбран kX ASIO.
Нажмите кнопку Control Panel. На экране появится панель управления ASIO драйвером.
У каждой звуковой платы панель своя, но среди настроек обязательно должно быть поле, где выставляется Latency Time – время отклика программы на действия пользователя. Если вы хотите, чтобы синтезаторы программы работали нормально, это время должно быть не более 30 миллисекунд. У меня, например, kX драйвер платы Sound Blaster Live (www.kxproject.com) на компьютере Pentium III 1 ГГц позволяет получить время ожидания в 21 мс. То есть синтезаторы реагируют на нажатия клавиш MIDI клавиатуры через указанный промежуток времени. Это значение сравнимо со временем реакции хороших автономных синтезаторов. При этом Cubase работает абсолютно устойчиво, без каких-либо сбоев и проблем. Впоследствии, если вы обнаружите щелчки и какие-либо сбои при воспроизведении звука, то увеличьте значение Latency Time – щелчки должны будут исчезнуть.
Нажмите кнопку ОК диалога. Вы вернетесь в пустое рабочее окно программы.
Теперь можно создавать новый файл проекта. Надо сказать, что Cubase во время работы создает множество различных файлов, в том числе и звуковых. Поэтому каждый новый проект должен располагаться в отдельной папке на диске – Cubase автоматически создаст в этой папке свои собственные папки, где будут располагаться различные файлы.
Выберите команду меню File>>>New Project. На экране появится диалоговое окно New Project, где вам предложат выбрать один из шаблонов проекта. Выберите Empty и нажмите кнопку ОК. Теперь на экране появится диалоговое окно Select Directory, где вам надо указать папку, в которой будет размещаться проект.
Воспользуйтесь кнопкой Create для создания новой папки на диске и нажмите кнопку ОК. На экране появится окно проекта.
Сохраним созданный проект:
Выберите команду меню File >>>Save. На экране появится стандартный диалог Save As. Введите в поле File Name название файла и нажмите кнопку ОК. Вы вернетесь к окну проекта.
И завершим настройку программы установкой опции автоматического вызова последнего проекта при старте программы:
Выберите команду меню File>>>Preferences. На экране появится соответствующее диалоговое окно.
В левой части окна вы увидите «древо» установок предпочтений. Щелкните на User Interface. В правой части диалога появится одноименное поле.


Диалоговое окно Preferences (Предпочтения)
В списке On Startup выберите Open Last Project. Нажмите кнопку ОК. Вы вернетесь к окну проекта.
Пока можете закрыть Cubase SX – теперь при следующем старте программы сразу будет открыт только что созданный проект.
Главные элементы интерфейса Cubase SX
Запустите программу Cubase. На экране появится пустое окно проекта, который мы создали во время прошлого практического занятия.
Если вы читали другие разделы «Перехода», то должны знать, что в студиях запись музыки производится с помощью синхронно работающих многоканальных устройств. Управляющие MIDI команды синтезаторов записывает секвенсор, а «живой» звук – магнитофон. При сочинении композиций мы можем последовательно записывать «дорожки» разных инструментов. Причем работу можно начинать с «живого» трека, например, записать акустическую гитару, а потом накладывать на нее синтезаторные партии – никаких ограничений здесь нет. В «виртуальной студии» Cubase SX все происходит точно также. В окне проекта мы можем создать MIDI дорожки для синтезаторных партий, а параллельно им – аудио дорожки, на которые записываются «живые» инструменты или вокал через вход звуковой платы. Аудио и MIDI дорожки воспроизводятся совершенно синхронно. А с помощью микшера программы мы можем установить относительную громкость звучания и положение каждого записанного инструмента в стереопанораме.
Сейчас мы создадим в пустом окне проекта Cubase одну MIDI дорожку, для работы со встроенными синтезаторами программы, а параллельно ей – аудио дорожку для записи «живого» звука и познакомимся со всеми элементами управления.
Посмотрите на Рис. 1. На нем показано пустое окно проекта Cubase SX. Если у вас на экране в левой части окна проекта только одна колонка, то нажмите кнопку Show Inspector, которая находится среди группы кнопок отображения элементов интерфейса (Рис. 2). С помощью той же кнопки Инспектор всегда можно убрать с экрана, если в данный момент времени он вам не нужен.


Рис. 1. Элементы окна проекта Cubase


Рис. 2. Кнопка отображения панели Инспектора
Поле лист дорожек (Рис. 1) предназначено для создания разных дорожек, их сортировки, перемещения и т.д. На панели Инспектора отображается вся информация о выбранной дорожке. А Поле событий используется для графического редактировании музыкальных данных: копирования, вставки, удаления, перемещения и т.д. Если вы подведете указатель мыши к границе между листом дорожек и полем событий, то указатель превратится в символ двусторонней горизонтально стрелки. Нажатие и удержание левой кнопки мыши в этот момент позволяет менять позицию границы и делать лист дорожек больше или меньше. В верхней части поля событий есть линейка времени. Если вы щелкните на ней правой кнопкой мыши, то в контекстном меню можно выбрать формат отображения времени: Seconds – секунды, или Bars+Beats – такты и четверти.
При запуске воспроизведения в поле событий начинает бежать вертикальная линия – курсор позиции песни. Локаторы, которые находятся на линейке времени, позволяют быстро перемещать курсор в указанное место. Также локаторы отображают позиции циклического воспроизведения и точек начала/окончания записи (об этом чуть позже). Для изменения расположения левого локатора надо щелкнуть мышью в нужное место линейки времени, удерживая кнопку Ctrl. А для изменения позиции правого – сделать тоже самое, только удерживая кнопку Alt на клавиатуре. Теперь нажмите кнопку «1» на цифровой (правой) части вашей компьютерной клавиатуры. Курсор перепрыгнет в позицию левого локатора. Нажмите кнопку «2» - курсор переместится в позицию правого локатора.
Давайте создадим MIDI дорожку:
Щелкните правой кнопкой мыши в любой точке листа дорожек. В контекстном меню выберите команду Add MIDI Track. В листе появится новая MIDI дорожка, а на панели Инспектора отобразятся ее параметры (Рис. 3).

Рис. 3. Основные элементы MIDI дорожки
Только что созданная дорожка занимает небольшое пространство по вертикали. Чтобы открыть все кнопки и переключатели, как показано на Рис. 3. надо подвести указатель мыши к нижней границе дорожки в листе (указатель превратится в символ двусторонней вертикальной стрелки), нажать и удерживать левую кнопку мыши и переместить границу в новую позицию.
На Рис. 3 видно, что многие элементы управления дублируются в Инспекторе и в листе дорожек. Когда у вас будет много записанного материала, вы сможете оценить такое дублирование – оно позволяет более эффективно использовать экранное пространство. Например, вы можете вывести на экран панель Инспектора, а в листе сделать каждую дорожку минимальной высоты. Или убрать Инспектор, и пользоваться только органами управления листа дорожек.
Если вы дважды щелкните мышью в любое из полей Название MIDI дорожки (Рис. 3), то название выделится. В этот момент вы можете набрать с клавиатуры свое собственное название и нажать кнопку Enter – название изменится на ваш вариант. Переключатели портов и их параметров понадобятся нам для указания синтезатора, партия которого будет записываться на дорожку, выбора одного из звуков, а также для указания MIDI-канала, по которому дорожка будет связана с синтезатором.
Давайте настроим дорожку для работы с синтезатором. Пока мы ограничимся выбором готовых звуков, послушаем их, а более подробно обо всех тонкостях создания собственных синтезаторных тембров и записи MIDI-дорожек поговорим во время следующих практических заниятий. Сейчас мы познакомимся с синтезатором a1, который входит в комплект поставки Cubase SX. Он не имеет имитаторов «живых» инструментов, зато позволяет создавать массу оригинальных синтетических тембров – от басов до сложных «плавающих» пэдов заднего плана. Звучит a1 весьма конкурентоспособно и при условии наличия качественной звуковой платы может поспорить с автономными синтезаторами. Он относится к классу монотембральных инструментов, то есть может работать лишь с одним MIDI каналом и воспроизводить один звук. Но в Cubase вы можете одновременно использовать несколько одинаковых синтезаторов, так что проблем со звуками у вас не будет.
Выберите команду меню Devices>>>VST Instruments или нажмите клавишу F11 на компьютерной клавиатуре. На экране появится окно VST Instruments (Рис. 4)

Рис. 4. Окно VST Instruments (Виртуальные инструменты)
Щелкните в первой строке окна по надписи No VST Instruments. На экране появится контекстное меню. Выберите Synths>>>a1. В первой строке появится название выбранного синтезатора, а под ним – список доступных звуков (Рис. 5).


Рис. 5. Выбранный синтезатор в окне VST Instruments
На панели Инспектора или в листе дорожек щелкните по полю Out MIDI дорожки, которое находится среди переключателей портов, и в контекстном меню выберите a1. При этом в поле Prg (Программы) появится список готовых звуков синтезатора.
Нажмите на клавиши MIDI-клавиатуры. В акустических системах вы услышите звук простой синусоидальной волны, а на MIDI дорожке начнет «прыгать» зеленый индикатор уровня сигнала.
Щелкните в поле Prg на панели Инспектора или в листе дорожек. На экране появится список всех доступных готовых звуков (Рис. 6), разбитых на шесть категорий: Bass – басы, Pad – пэды (плавные аккомпанирующие звуки заднего плана), Poly – звуки для аккордовой игры типа электропиано, Lead – солирующие звуки, Percussion – электронная перкуссия и, наконец, FX-Effects – разные синтезаторные спецэффекты. Выберите любой звук и поиграйте им на MIDI-клавиатуре.


Рис. 6. Список готовых звуков синтезатора a1
Теперь давайте откроем панель управления самим синтезатором:
В первой строке окна VST Instruments (Рис. 5) нажмите кнопку с латинской буквой «е» (Edit). Если окно «спряталось» за другими элементами интерфейса программы, то нажмите еще раз кнопку F11 – оно тут же появится. На экране появится панель управления синтезатора a1 (Рис. 7).


Рис. 7. Панель управления синтезатором a1
Со всеми этими регуляторами мы будем разбираться во время следующих занятий. Пока же можете попробовать изменить тембр выбранного звука с помощью фильтра:
Нажмите и удерживайте какой-нибудь аккорд на MIDI-клавиатуре. Подведите указатель мыши к регулятору Cutoff (Частота среза фильтра) в поле Filter. Нажмите и удерживайте левую кнопку мыши и начинайте перемещать манипулятор в любом направлении. Регулятор Cutoff начнет поворачиваться, и вы услышите изменения в звуке. Точно также можете повернуть регулятор Resonanse (Резонанс фильтра), который находится в том же поле Filter – звук станет острее, и может даже дойти до «свиста» в крайнем правом положении.
Теперь выберите команду меню Devices>>>VST Performance или нажмите на клавишу F12. На экране появится индикатор системных ресурсов (Рис. 8).


Рис. 8. Индикатор системных ресурсов
Первая полоска индикатора показывает загруженность центрального процессора компьютера. Вторая – загруженность дисковой подсистемы. Этот индикатор очень важен для работы в Cubase SX, так как позволяет легко оценить, сколько еще можно использовать синтезаторов или модулей обработки звука. На Рис. 8 легко видно, что загрузка центрального процессора составляет около десяти процентов от общей мощности – именно столько ресурсов потребляет синтезатор a1 на компьютере с процессором Pentium III 1 ГГц при довольно активной игре. На самом деле, системных ресурсов практически всегда не хватает для создания сложных аранжировок даже на мощных компьютерах. Но в Cubase есть возможности освобождения ресурсов, так что создание сложных симфонических произведений с помощью программных синтезаторов вполне реально, только придется выполнять некоторые дополнительные операции – о них мы поговорим немного позже.
Закройте панели синтезатора и окно VST Instruments. Индикатор системных ресурсов можете оставить перед глазами, расположив его где-нибудь в углу рабочего окна программы.
Теперь давайте займемся созданием аудио дорожки.
Щелкните правой кнопкой мыши в любой точке листа дорожек под созданным ранее MIDI треком. В контекстном меню выберите команду Add Audio Track. В листе появится новая аудио дорожка, а на панели Инспектора отобразятся ее параметры (Рис. 9).


Рис. 9. Основные элементы аудио дорожки
Главное отличие элементов аудио дорожки от MIDI трека – меньшее количество переключателей. Фактически их два: в поле In выбирается порт входа (если на вашей звуковой плате больше чем один вход) для записи. А в поле Out – порт выхода для воспроизведения звука. Помимо основного выхода (выходов) звуковой платы в качестве портов вывода звука можно использовать подгруппы – особые каналы, а которые направляется часть сигналов с дорожек. Подгруппы очень удобно использовать, когда вы установили баланс нескольких инструментов и тут выясняется, что их общую громкость надо, например, уменьшить. Если бы не было подгрупп, то вам пришлось бы уменьшать громкость каждой дорожки – при этом оптимальный баланс может быть нарушен. А так, направляем сигналы с дорожек на подгруппу – и у нас оказывается один-единственный регулятор, который может менять уровень всех дорожек сразу, не внося изменения в их баланс.
На рис. 9 хорошо видно, что на MIDI и аудио дорожках есть идентичные кнопки. Их назначение таково:

Заглушение. Отключает звук выбранной дорожки.
Солирование. Заглушает все остальные дорожки, кроме выбранной.
Готовность к записи. Нажимается автоматически при выборе дорожки. Если эта кнопка не нажата, то синтезатор, присвоенный MIDI дорожке, не будет реагировать на сигналы MIDI клавиатуры. А на аудио дорожке не будет работать индикатор уровня записи.
Мониторинг. Включает режим «сквозного» пропускания входного сигнала на выход. Нажимается, если у вашей звуковой платы нет собственной функции мониторинга для прослушивания записываемого сигнала в акустических системах или наушниках.
Запись данных автоматизации. Записывает все операции с органами управления дорожки, например, перемещения регулятора уровня сигнала.
Чтение данных автоматизации. Включает чтение ранее записанных данных.
Редактирование. Открывает окно редактирования дорожки.
Блокировка. Защищает дорожку от изменений.
Помимо этого на аудио дорожке есть еще одна важная кнопка – переключение моно/стерео (Рис. 9). Вообще все дорожки можно записывать в стерео – тогда вам не нужно будет задумываться об этой кнопке. Но моно данные занимают на жестком диске ровно в два раза меньше места. Так что если у вас осталось не так уж много свободного места на винчестере, с помощью этой кнопки можно существенно экономить пространство, записывая часть инструментов в моно. Назначение остальных кнопок аудио и MIDI дорожек мы разберем позже.
Пришло время познакомиться с микшером Cubase. В отличие от многих других программ, микшер Cubase – один из самых важных творческих инструментов при создании и сведении музыки, так что нам к нему придется обращаться достаточно часто.
Выберите команду меню View>>>Track Mixer или нажмите кнопку F3 на компьютерной клавиатуре. На экране появится окно микшера (Рис. 10)


Рис. 10. Окно микшера Cubase SX
Окно микшера состоит из трех частей – основной секции, секции расширителя и мастер-секции. Когда вы первый раз откроете микшер, то вы увидите только основную секцию. Чтобы появились расширитель и мастер-секция, надо нажать соответствующие кнопки в левом-верхнем углу основной секции (Рис. 10). Вообще, микшер занимает весьма большое пространство на экране, поэтому лучше всего с Cubase работать с максимальным разрешением, на которое способен ваш видеомонитор.
На рис. 10. хорошо видны три вертикальные линейки микшера: MIDI канал, аудио канал и канал синтезатора а1. Отдельная линейка синтезатора позволяет обрабатывать его сигнал любыми эффектами программы, корректировать звук эквалайзером – точно так же, как и аудио дорожки. На каждой линейке в основной секции микшера есть регулятор уровня (фейдер), регулятор панорамы, кнопки управления (те же самые, что и на дорожках в окне проекта) и индикатор уровня. На линейке синтезатора есть отдельная кнопка редактирования, которая открывает его панель (Рис. 7.). Все органы управления перемещаются мышью. Особенно удобно это делать, если на вашей мыши есть колесо. В этом случае вы подводите указатель к нужному элементу микшера и просто вертите колесико – регулятор плавно поворачивается. Регуляторы мастер-секции воздействуют на итоговый стерео сигнал, который вы слышите в своих акустических системах. Здесь есть очень важный индикатор перегрузки (Рис. 10.). Если он загорелся, то надо уменьшить уровень сигнала с помощью фейдера, иначе в звуке будут присутствовать искажения. Также в мастер секции есть кнопка моно/стерео. Она позволяет выходной сигнал быстро преобразовывать в одноканальный (моно) – таким образом легко послушать как ваша фонограмма будет звучать в маленьких приемниках с одним динамиком.
В секции расширителя на каждой линейке может быть три разных поля: «разрывы» каналов, эквалайзеры и «посылы» на эффекты. В левой части расширителя есть пять кнопок (Рис. 10), с помощью которых происходит переключение между разными вариантами. Причем, эквалайзеры и «посылы» могут отображаться как в виде регуляторов, так и в виде небольших табличек – каждый может выбрать для себя наиболее удобный вариант. В поля «разрывов» устанавливаются различные модули обработки звука, которые должны воздействовать лишь на выбранный канал. А в аналогичных полях «посылов» выбираются модули обработки, общие для всех дорожек. Более подробно обо всех этих деталях мы поговорим позднее.
Закройте окно микшера.
Теперь нам осталось познакомиться с панелью транспорта (Рис. 11) – пультом управления программой. Панель транспорта находится в рабочем окне по умолчанию, но если там ее нет, нажмите на компьютерной клавиатуре кнопку F2.


Рис. 11. Панель транспорта
Самым главным элементом этой панели являются кнопки управления «лентопротяжным механизмом» как на любом магнитофоне: играть, стоп, запись и перемотка. Для любого человека, который хоть раз сталкивался с CD-плейером или магнитофоном их значение очевидно. Выше этих кнопок находится поле, где отображается текущая позиция курсора в формате такты/четверти/тики. Последняя единица – это некая условная величина, которая связана с синхронизацией. Разработчики договорились, что синхронизация дорожек проверяется определенное количество раз за время звучания четвертной ноты. Вот эта величина и называется тиком. Рядом с полем текущей позиции курсора находится переключатель, с помощью которого можно вывести другие временные единицы, например, минуты и секунды.
Правее находятся еще три кнопки. Click – включает и выключает метроном. При ее нажатии в акустических системах появляется сигнал метронома. Master – активизирует так называемый мастер-трек. С его помощью можно задавать изменения темпа композиции. Для обычной работы эта кнопка не должна быть нажатой. Кнопка Sync включает режим синхронизации со внешними устройствами и требуется только в студийной работе.
Рядом с кнопкой включения/выключения метронома находится поле, где указывается значение темпа в четвертных долях в минуту. Чтобы изменить значение темпа надо дважды щелкнуть мышью в этом поле и ввести с клавиатуры новое значение. Ниже указывается музыкальный размер. Для его изменения надо проделать ту же операцию. А в самой правой части панели транспорта расположены два маленьких индикатора, которые показывают наличие MIDI сигналов на входе и выходе программы.
В левой части панели транспорта находится поле позиции правого и левого локаторов. Здесь можно указывать точное значение позиции. Под этим полем расположены еще четыре кнопки. Первая включает режим автовыравнивания – она очень полезна при записи MIDI дорожек, если вы не уверены в своих силах по части ровности исполнения. Третья кнопка включает режим закольцованного воспроизведения – курсор доходит до позиции правого локатора и тут же возвращается в позицию левого, то есть музыкальный фрагмент воспроизводится в бесконечной петле. Таким образом очень удобно сочинять партии разных инструментов – загнали четыре такта ударных в кольцо – и импровизируем сколько потребуется… Оставшиеся две кнопки включают режим вставки, то есть записи между позициями левого и правого локаторов. Обычно запись начинается с позиции левого локатора. Нажатие кнопок режима вставки позволяет производить запись прямо во время воспроизведения, слыша записываемое место в контексте всей композиции.
Теперь вы в общих чертах знакомы с интерфейсом программы Cubase SX. Можно переходить в работе с синтезаторами.
Сохраните проект – в следующем практическом занятии мы к нему вернемся.
Создание собственных синтезаторных звуков
Если вы не знакомы с принципами работы современных синтезаторов, то перед началом этого практического занятия имеет смысл почитать соответствующий материал в разделе «Статьи».
Сейчас мы с помощью синтезатора a1 – одного из виртуальных синтезаторов, входящих в комплект поставки Cubase – создадим «пэд» (плавный аккомпанирующий звук заднего плана). Вы разберетесь со всеми регуляторами синтезатора и сможете легко редактировать готовые звуки или создавать собственные. А так как а1 очень похож на любые другие синтезаторы «классического типа», то полученные навыки вы сможете использовать в работе с другими виртуальными синтезаторами формата VSTi.
Откройте проект, сохраненный после окончания предыдущего практического занятия.
Если MIDI дорожка в проекте не активна, то щелкните на ней мышью. Дорожка выделится и на ней автоматически нажмется кнопка «готовность к записи».
Прежде, чем начинать работу над новым звуком, нам надо «обнулить» синтезатор a1, присвоенный MIDI-дорожке. Это делается очень просто:
Щелкните в поле Prg дорожки. На экране появится список готовых звуков.
Дважды щелкните в списке на названии группы басов – BASS.
Нажмите клавиши на MIDI-клавиатуре – вы услышите мягкий звук синусоиды. Синтезатор «обнулен»
Нажмите кнопку F11 на компьютерной клавиатуре. На экране появится окно VST Instruments.
Нажмите кнопку с латинской буквой «e» в первой строке окна – на экране появится панель управления синтезатором а1. Теперь все готово для создания новых звуков.
Начнем мы работу с изменения параметров секции звуковых генераторов (Рис. 1). Синтезатор а1 имеет два звуковых генератора (Oscillator 1 и Oscillator 2 на Рис. 1), генератор шума и достаточно широкие возможности модуляции. Уровень сигналов от генераторов устанавливается в микшере (Mixer). Также в секции микшера есть отдельный регулятор уровня кольцевой модуляции. С его назначением мы разберемся чуть позже.

Рис. 1. Звуковые генераторы и микшер
Начнем мы создание нашего «пэда» с выставления формы волны. Синусоидальная волна, которая звучит по умолчанию, в принципе нам подошла бы, но лучше изменить ее на пилообразную форму – «пэд» получится более насыщенным. В группе кнопок, меняющих форму волны (Рис. 1) после «обнуления» синтезатора нажата самая первая кнопка. Кнопка, включающая «пилу» находится прямо под ней.
В секции первого звукового генератора (Oscillator 1) нажмите кнопку со значком пилообразной формы волны. Нажмите клавиши MIDI-клавиатуры – вы услышите характерный «вязкий» звук «пилы».
С помощью регулятора уровня первого генератора в секции микшера сделайте звук потише – установите регулятор в среднее положение. Это позволит избежать перегрузки в дальнейшем.
Теперь добавим звук со второго звукового генератора:
В секции второго звукового генератора (Oscillator 2) нажмите кнопку со значком пилообразной формы волны.
Возьмите на клавиатуре аккорд где-нибудь в басах левой рукой, а правой с помощью мыши начинайте поворачивать регулятор уровня второго звукового генератора. Слышите – звук становится плотнее? Установите регулятор также в среднее положение.
В синтезаторах есть еще один способ уплотнения звучания – он называется «расстройка» (Detune). В секциях обоих звуковых генераторов есть соответствующий регулятор. Давайте еще немного уплотним звук:
В секциях обоих звуковых генераторов немного поверните регулятор Detune в разные стороны – примерно на 20 градусов. Послушайте результат. Звук стал чуть плотнее.
Регуляторы сдвига высоты тона (Рис. 1) в секциях обоих звуковых генераторов имеют два элемента – внешнее кольцо сдвигает октавы, а внутренний регулятор – полутона. Давайте сдвинем тон второго генератора на октаву вниз.
Подведите указатель мыши ко внешнему кольцу регулятора сдвига высоты тона и чуть потяните его влево – точка на кольце дискретно перепрыгнет в новую позицию соответствующую сдвигу на октаву. Послушайте результат. Фактически мы добавили к нашему звуку обертон.
Чтобы окончательно сформировать исходный сигнал для нашего пэда давайте добавим немного шума:
Удерживая какой-нибудь аккорд на клавиатуре немного поверните регулятор уровня генератора шума в секции микшера – не больше, чем на 5-6 градусов. В звуке появится чуть слышимое «придыхание».
Далее мы будем работать с только что созданным исходным сигналом. Но вы можете еще немного поэкспериментировать с регуляторами и кнопками секции звуковых генераторов. Например, послушайте, как звучат другие волны и их комбинации, измените у прямоугольной волны ширину импульса и добавьте модуляции ширины импульса, увеличьте уровень кольцевой модуляции и т.д. После этого назначение кнопок и регуляторов секции звуковых генераторов станет совершенно прозрачным и у вас появится четкая связь между абстрактными понятиями и реальным звуком. После всех экспериментов приведите регуляторы в то положение, на котором мы остановились в последнем шаге.
Переходим к секции генератора огибающей усилителя (Рис. 2).

Рис. 2. Секция генератора огибающей усилителя
В этой секции всего четыре регулятора и график изменения уровня сигнала в зависимости от времени. Три регулятора – Attack, Decay и Release меняют время ступеней огибающей, а Sustain – уровень фазы продолженного звучания. Также редактирование можно производить мышью, захватывая узелки прямо на графике. А для того, чтобы более точно менять параметры, в синтезаторе а1 есть специальный информационный дисплей, который находится под секцией фильтра (Рис. 3). Когда вы крутите какой-либо регулятор, в поле Section дисплея отображается название секции, в поле Parameter – название параметра, а в поле Value – его значение.

Рис. 3. Информационный дисплей
«Пэды» отличаются от прочих звуком плавным, медленным нарастанием уровня, и таким же медленным затуханием. Обычно их используют для аккордового аккомпанемента заднего плана в медленных лирических композициях. Сейчас мы все это дело создадим:
Поверните регулятор Attack в положение, показанное на Рис. 2. По информационному дисплею проконтролируйте значение времени атаки. Оно должно составлять около 3 секунд. Первая ступень огибающей на графике изменит свой наклон. Теперь при нажатии клавиш на MIDI клавиатуре в течении 3 секунд уровень сигнала будет плавно нарастать от полной тишины до максимального значения.
Поставьте остальные регуляторы в положения, показанные на Рис. 2. Время затухания (Decay) должно быть около 1,5 секунды, уровень продолженного звучания (Sustain) – около 80 процентов, а время отпускания (Release) – около 4 секунд. Послушайте, что в результате получилось.
У нас вышел звук, который при нажатии клавиш в течении 3 секунд плавно увеличивает громкость (как бы «въезжает» в звуковое пространство ) и достигает максимального уровня. Затем в течение полутора секунд немного уменьшает громкость и звучит с неизменным уровнем до тех пор, пока вы не отпустите клавиши. Здесь звук начинает плавно уменьшать уровень и через 4 секунды полностью исчезает. «Пэд» почти готов. Осталось добавить модуляцию фильтра и некоторые мелочи. Органы управления секции фильтра показаны на Рис. 4.

Рис. 4. Секция фильтра
Самые главные элементы в этой секции – регуляторы частоты среза и уровня резонанса, а также переключатель типа фильтров. Перед тем как создавать модуляцию фильтра можете послушать, как работают разные типы с разной крутизной среза, как это вы делали в предыдущем практическом занятии с помощью регуляторов Cutoff и Resonance. Регулятор перегрузки создает модный эффект «дисторшн» и уплотняет звучание. Если вы повернете вправо регулятор степени зависимости частоты среза от динамики (Velocity), то фильтр будет открываться при акцентированной игре и закрываться при мягкой. Отрицательные значения этого параметра позволяют создать обратную зависимость. Функцию Velocity часто используют с электронными басами. Регулятор Keytrack устанавливает степень зависимости частоты среза фильтра от высоты взятой ноты. При положительных значения чем выше нота, тем сильнее открывается фильтр. Отрицательные значения параметра делают все наоборот.
Итак, давайте создадим с помощью генератора огибающей фильтра график изменения частоты среза, в зависимости от времени. Секция огибающей находится прямо под секцией фильтра и она ничем не отличается от той, что показана на Рис. 2, кроме названия.
Установите с помощью переключателей типов фильтров пропускающий фильтр низких частот с крутизной 12 дБ/октава (это положение выбрано по умолчанию и показано на Рис. 4).
Регулятор Envelope в секции фильтра установите в крайнее правое положение, а регуляторы Cutoff и Resonance в средние положения, как на Рис. 4.
В секции огибающей фильтра установите значение атаки около 5 секунд, затухание – на минимум (0 с), сустейн – на максимум (100 %), а время отпускания – 18-20 секунд. Послушайте что получилось.
Теперь немного уменьшите значение параметра Envelope в секции фильтра, и снова послушайте результат. Подберите самостоятельно то значение, которое вам больше нравится.
Теперь в нашем пэде присутствуют и тембральные изменения, которые сильно его оживляют. Остались последние штрихи. Мы можем завести на колесо модуляции MIDI клавиатуры (обычно оно находится слева от клавиш) периодическую модуляцию фильтра с помощью генератора низкой частоты. То есть прямо во время игры мы можем добавлять в нужные моменты тембральное «вибрато» – это очень оживит партию «пэда». Секции управления генератором низкой частоты и колесом модуляции клавиатуры (Mod Wheel) показаны на Рис. 5.

Рис. 5. Секции LFO и управления колесом модуляции
Регулятор Speed в секции LFO меняет частоту производимых колебаний. С помощью кнопки Sync вы можете синхронизировать колебания с темпом композиции – они будут попадать точно в такт. При этом регулятор Speed позволит выставить длительность одного периода от одного такта до 32-й ноты – соответствие положения регулятора и долей такта будет выводится на информационном дисплее. А кнопки выбора формы волны действуют точно также как и в секции звуковых генераторов. А в секции управления колесом модуляции вы можете установить уровень воздействия LFO на высоту тона (первый регулятор) и частоту среза фильтра (второй регулятор) – при повороте колеса вы услышите периодические изменения в звуке. Последний регулятор Cutoff позволяет с помощью колеса модуляции менять частоту среза фильтра, не прибегая к мыши.
Установите регуляторы этих секций в положения, показанные на Рис. 5. Возьмите на клавиатуре какой-нибудь аккорд и поверните колесо модуляции – вы услышите яркое тембральное вибрато, создаваемое модулируемым фильтром.
Теперь можно включить эффект хоруса, который есть в секции Chorus/Flanger, чтобы наш «пэд» растянулся по стереопанораме. Делается это с помощью нажатия кнопки On.
Все – «пэд» готов. Осталось его сохранить. В синтезаторе а1 сохраняется не сам звук, а лишь управляющая информация. Поэтому пресетные файлы получаются очень маленькими и компактными...
Дважды щелкните в поле названия звука (у нас там пока стоит BASS). Название выделится. Введите собственное название и нажмите Enter.
Щелкните по полю File рядом с названием звука и в контекстном меню выберите Save Instrument. На экране появится стандартный диалог сохранения. Введите название файла и нажмите кнопку ОК. Теперь вы можете загрузить в любой момент созданный звук (File>>>Load Instrument) и использовать его в работе.
Сохраните проект – в следующем практическом занятии мы к нему вернемся.
Работа с VSTi модулями синтезаторов Edirol: Hyper Canvas, Super Quarter и HQ Orchestral
Синтезаторы, которые входят в комплект поставки Cubase SX неплохи, но узкофункциональны. С помощью синтезатора a1 вы можете создать любые синтетические тембры, однако имитаторы «живых» инструментов (рояль, духовые и т.д.) с вам "накрутить" вряд ли удастся. Кроме того, сам характер звука a1 весьма специфичен и не может закрыть все потребности музыкантов, особенно профессиональных. Поэтому для расширения звуковой палитры имеет смысл воспользоваться подключаемыми модулями формата VSTi. Их сейчас выпускают очень многие фирмы, в том числе такие именитые как Roland или Spectrasonics (владелец этой фирмы – Эрик Пирсинг – является автором звуковых библиотек лучших синтезаторов Roland, а также создателем самых эффектных библиотек для семплеров Akai). VSTi инструменты позволяют расширить возможности виртуальной студии практически до уровня самых дорогих коммерческих студий, так как звучат они не хуже, а иногда и лучше автономных инструментов (при наличии качественной звуковой платы), а функционально оставляют традиционные синтезаторы позади. Мало того, уже во многих серьезных профессиональных студиях музыку стали писать с помощью таких инструментов - их сейчас можно услышать на альбомах многих звезд.
На этом практическом занятии мы разберемся с интерфейсом VSTi синтезаторов Hyper Canvas, Super Quarter и HQ Orchestral производства Edirol – компьютерного подразделения фирмы Roland. Все они относятся к мультитембральному классу (позволяют воспроизводить несколько инструментов одновременно по нескольким MIDI каналам), работают по принципу воспроизведения семплов и звучат совершенно неотличимо от автономных инструментов фирмы Roland при наличии качественной звуковой платы. Собственно, при наличии этих модулей, автономные синтезаторы Roland покупать вряд ли имеет смысл, разве что для работы на концертах. А универсальность делает эти синтезаторы крайне привлекательными для широкого круга музыкантов. В каком бы стиле вы не работали, инструменты Edirol окажутся очень полезными, так как они предоставляют в ваше распоряжение отличный набор имитаторов "живых" инструментов, которые почти не надо редактировать. Фактически вся работа с этими инструментами сводится к перебору готовых звуков из библиотеки. На следующих практических занятиях все приемы работы с MIDI дорожками Cubase SX мы будем осваивать с помощью синтезатора Hyper Canvas, так как он имеет General MIDI 2 совместимый набор тембров, стандартный набор ударных и очень распространен среди музыкантов. А если у вас есть автономный синтезатор, совместимый с General MIDI, то все приемы работы будут совершенно идентичными.
Hyper Canvas имеет универсальный набор звуков, позаимствованный из недорогих звуковых модулей фирмы Roland серии SC (Sound Canvas). Среди тембров есть различные фортепиано, органы, клавесины, басы, оркестровые и этнические инструменты, а также несколько ударных установок – то есть все для создания композиций в любых стилях музыки. Мультитембральность - 16 частей (может воспроизводить 16 звуков одновременно по 16 независимым MIDI-каналам). Но самое главное достоинство модуля – соответствие стандарту General MIDI 2 (GM2), то есть его можно использовать для проигрывания MIDI файлов, большое количество которых совершенно бесплатно можно скачать в Интернете.
Super Quartet обладает великолепным набором тембров с лучших синтезаторов Roland серии XP и звучит соответственно (при наличии качественной звуковой платы, разумеется). Этот модуль в первую очередь предназначен для создания ритм-секций, и позволяет имитировать фортепиано, электропиано, «живые» басы, гитары и ударные установки. По умолчанию он обладает четырехчастной мультитембральностью (количество одновременно воспроизводимых инструментов может быть увеличено), и имеет встроенный процессор эффектов, идентичный тому, что установлен на автономных инструментах.
HQ Orchestral создан специально для имитации оркестровых инструментов. Все тембры – с лучших синтезаторов Roland серии XP и карт расширения серии JV-XP. Кто никогда не слышал эти инструменты, будет приятно поражен качеством имитации струнных, деревянных и медных духовых, струнных и медных секций и оркестровых ударных. Модуль имеет 16-частную мультитембральность (16 инструментов одновременно по 16 независимым MIDI каналам), тот же самый процессор эффектов, что и у Super Quartet, и четыре независимых выхода, которые весьма полезны для профессиональной работы.
Edirol Hyper Canvas
Edirol Hyper Canvas – это подключаемый модуль, который выпускается в двух форматах - VSTi и DXi - для программ Cubase SX и Cakewalk Sonar. После запуска программы установки вам будет задан вопрос о том, модуль какого формата вы желаете установить. Для работы с Cubase вы должны выбрать формат VST, а затем указать путь к папке, в которой находятся подключаемые модули. По умолчанию в Cubase SX это папка Vstplugins. После завершения инсталляции модуль появляется в списке синтезаторов окна VST Instruments.
Давайте сейчас откроем Edirol Hyper Canvas и познакомимся с его интерфейсом.
Создайте новую MIDI дорожку.
Откройте окно VST Instruments (клавиша F11). Щелкните по надписи No VST Instruments во втором блоке окна (в первом блоке у нас установлен синтезатор а1). В контекстном меню выберите Hyper Canvas.
Присвойте Hyper Canvas новой MIDI дорожке также, как вы делали с синтезатором а1. В списке Chn выберите первый канал.
В окне VST Instruments нажмите кнопку Edit («е»). На экране появится панель управления Hyper Canvas (Рис. 1).


Рис. 1. Панель управления синтезатором Hyper Canvas
В отличие от синтезатора а1, Hyper Canvas относится к классу мультитембральных инструментов, то есть он может работать с 16 независимыми MIDI-каналами, соответственно воспроизводить 16 независимых партий. Панель управления синтезатором выполнена в виде микшера с 16 линейками, каждая из которых соответствует одному MIDI каналу. Если вы нажмете клавиши на MIDI-клавиатуре, то на первой линейке начнет прыгать индикатор уровня, «загорится» лампочка MIDI и вы услышите в акустических системах звук фортепиано. Выбрать другой звук из библиотеки очень просто:
Щелкните на названии присвоенного каналу звука (Piano 1) рядом с индикатором уровня первой линейки. В контекстном меню выберите Preset, необходимую категорию звука (Piano, Bass, Orchestra и т.д.) и в категории – название.
Нажмите на клавиши MIDI клавиатуры – вы услышите новый звук.
Послушайте таким образом библиотеку звуков – среди них есть звучащие на очень приличном уровне, несмотря на то, что этой библиотеке уже много лет (первые звуковые модули серии SC были выпущены в начале 90-х годов).
Фейдер на линейке позволяет менять уровень звука. Он полностью дублирует регулятор уровня MIDI дорожки собственного микшера Cubase. Выше находятся круглые регуляторы панорамы, уровня эффектов реверберации и хоруса. И завершает линейку кнопка редактирования канала Edit.
В правой части панели Hyper Canvas находится мастер секция с главным регулятором уровня. Выше находятся четыре кнопки. Если вы нажмете кнопку Effect, то на экране появится окно управления эффектами (Рис. 2), разделенное на два поля Chorus и Reverb – хоруса и реверберации.
Переключатели Chorus Type и Reverb Type меняют разные типы эффектов. Можете попробовать разные варианты (установите на линейке канала достаточно большой уровень эффектов, чтобы хорошо слышать изменения звука). В поле хоруса есть регуляторы Rate (Частота) и Depth (Глубина воздействия). Они управляют встроенным генератором низкой частоты эффекта, который модулирует задержанную копию сигнала. Работает этот генератор совершенно идентично LFO синтезатора а1. Регулятор Feedback (обратная связь) включает режим многократного наложения копий на исходный сигнал. В поле ревербератора есть регулятор Time – он меняет длительность эха. И, наконец, кнопки On/Off позволяют включить и выключить эффект одновременно для всех каналов.


Рис. 2. Окно управления эффектами Hyper Canvas
Если вы нажмете на линейке канала кнопку Edit, то на экране появится окно редактирования параметров инструмента, присвоенного каналу (Рис. 3). Многие элементы этого окна покажутся вам уже знакомыми – оно похоже на упрощенную панель управления синтезатором классического типа. Сверху находится поле, в котором крупно выведено название инструмента. Если вы щелкните мышью на этом поле, то появится контекстное меню, в котором можно выбрать другой инструмент. В левом-верхнем углу окна есть переключатель канала – вы можете, не закрывая окна управления, вывести в него информацию обо всех инструментах, присвоенных разным каналам. А справа расположены фейдер уровня и регуляторы панорамы и эффектов, дублирующие аналогичные элементы главной панели управления Hyper Canvas.


Рис. 3. Окно редактирования инструмента Hyper Canvas
Фильтр Hyper Canvas (Рис. 3) гораздо проще фильтра a1. У него есть только два регулятора – Cutoff (частота среза) и Resonance (резонанс). Тип фильтра и его крутизна фиксированы, и меняться не могут (low pass 24 дБ/октава). Правее фильтра находится регулятор Character, который меняет характер гармоник исходного образца звучания. С его помощью вы можете, например, плавно превратить фортепиано в некое подобие клавесина. Далее следует стандартный трехполосный эквалайзер, который ничем не отличается от эквалайзеров бытовой аппаратуры.
Генератор огибающей Hyper Canvas модулирует только усилитель, и имеет всего три ступени. К сожалению, графика огибающей, как в a1, здесь нет, поэтому «рулить» генератор приходится исключительно на слух. У генератора низкой частоты, помимо стандартных регуляторов Rate (частота) и Depth (степень воздействия) есть регулятор Delay, который меняет задержку начала работы. В нижней части окна редактирования есть секция Tuning (настройка), в которой можно грубо (Coarse) – по полутонам – и точно (Fine) настроить сдвиг высоты тона. Кнопка Mono включает режим, во время которого на клавиатуре одновременно можно взять только одну ноту – эта функция полезна, например, при создании синтетических бас-партий. Портаменто (Portamento) – это плавное глиссандо от одной ноты к другой. Регулятор Time настраивает время «перетекания» звука, а кнопка On/Off включает и выключает функцию. И, наконец, два оставшихся регулятора Mod Depth и Bend Range предназначены для настройки колес модуляции и сдвига высоты тона на MIDI клавиатуре. Первый регулятор меняет глубину вибрато, а второй – диапазон сдвига тона при повороте колеса.
Если вы присвоите каналу не инструмент, а один из наборов ударных (Drum Set), а после этого нажмете кнопку Edit, то окно редактирования примет несколько иной вид (Рис. 4).


Рис. 4. Окно редактирования набора ударных Hyper Canvas
Если вы нажмете кнопку MIDI Edit и начнете последовательно нажимать клавиши на MIDI-клавиатуре, то в информационном окне (Instrument) будут появляться названия образцов звучания барабанов, присвоенных клавишам. У каждого барабана вы можете изменить уровень (Level), положение в панораме (Pan), грубо и точно настроить сдвиг высоты тона (Coarse и Fine Tune), а также изменить уровень реверберации и хоруса. Индивидуальная регулировка уровня эффекта для каждого барабана набора очень важна, так как позволяет, например, дать большой холл на малый барабан, и полностью убрать реверберацию с бас-барабана (если дать на него холл, то звучание моментально станет нечетким и «размазанным») и т.д. Фильтр и эквалайзер окна редактирования ударных воздействуют целиком на ударную установку.
Изменения, которые вы производите со звуком в окнах редактирования инструментов и ударных можно запомнить с помощью кнопки Write. При нажатии этой кнопки на экране появляется контекстное меню, в котором вы должны указать позицию в пользовательском банке (User Normal или User Drum), куда будет произведена запись. Далее вы сможете выбирать сохраненный звук из контекстного меню основной панели управления Hyper Canvas, как и готовые звуки. А чтобы можно было использовать сохраненные звуки в других композициях вам надо выбрать в контекстном меню кнопки Write команду Save Bank и в стандартном диалоге сохранения ввести имя файла. Перед началом работы над новой композицией вам нужно будет загрузить сохраненный набор инструментов с помощью команды Load Bank контекстного меню основной панели управления.
Закройте панель управления Hyper Canvas
Откройте окно VST Instruments (клавиша F11). Щелкните по надписи Hyper Canvas во втором блоке окна . В контекстном меню выберите No VST Instruments. Далее мы сюда установим модули Super Quarter и HQ Orchestral для того, чтобы познакомиться с их интерфейсом.
Edirol Super Quartet
Edirol Super Quartet, также как и Hyper Canvas, при установке требует указать путь к папке Vstplugins, в которой находятся подключаемые модули Cubase SX. После завершения инсталляции модуль появляется в списке синтезаторов окна VST Instruments.
Давайте познакомимся с интерфейсом Super Quartet.
Откройте окно VST Instruments (клавиша F11). Щелкните по надписи No VST Instruments во втором блоке окна. В контекстном меню выберите Super Quartet.
Присвойте Super Quartet MIDI дорожке. В списке Chn выберите первый канал.
В окне VST Instruments нажмите кнопку Edit («е»). На экране появится панель управления синтезатором (Рис. 5).

Рис. 5. Панель управления синтезатором Super Quartet
Панель управления по умолчанию состоит из пяти модулей: Master Module, Piano, Guitar, Bass и Drums. В правом нижнем углу каждого модуля есть маленький треугольник. Если вы нажмете на него мышью, то на экране появится дополнительная панель (на Рис. 5 показана открытая дополнительная панель эффектов Reverb и Chorus у Master Module). Master Module в первую очередь предназначен для управления общим уровнем и эффектами, а все остальные модули – для управления инструментами, присвоенными разным MIDI каналам. По умолчанию у вас есть только четыре инструмента: фортепиано (1 MIDI канал), гитара (2 MIDI канал), бас (3 MIDI канал) и ударные (10 MIDI канал), но количество инструментальных модулей вы можете увеличить до 16.
Если вы нажмете клавиши на MIDI клавиатуре, то услышите звук фортепиано (мы настроили дорожку на работу с 1 MIDI каналом, который соответствует модулю Piano). При этом в Master Module загорится лампочка в строке MIDI, показывающая, по какому из каналов приходят MIDI сообщения, а в поле Polyphony (Полифония) начнут отображаться цифры текущей (Current) и пиковой (Peak) полифонии – количества одновременно звучащих нот. Также заработают два индикатора уровня сигнала – основной (в Master Module) и индикатор инструментального модуля.
Чтобы сменить звук инструмента в модуле Piano вам надо проделать следующие операции:
Щелкните на названии присвоенного модулю звука (St. Concert). В контекстном меню выберите Preset Piano название нового звука.
Нажмите на клавиши MIDI клавиатуры – вы услышите новый звук.
Надо сказать, что в Super Quartet вся библиотека звуков разбита на 4 категории, соответствующие четырем инструментальным модулям. Вы не можете модулю Piano присвоить звуки, например, басов или гитар. С этим модулем могут работать только звуки фортепиано и электропиано. Тоже самое касается и остальных инструментальных модулей. Если же вы хотите, чтобы в аранжировке звучало два независимых однотипных инструмента, то вам нужно создать еще один инструментальный модуль. Делается это так:
Щелкните на названии первого инструментального модуля (Piano) и в контекстном меню выберите один из четырех возможных вариантов: Append Piano (добавить фортепиано), Append Guitar, Append Bass или Drums. На экране появится новый модуль, автоматически присвоенный одному из свободных MIDI каналов.
Чтобы удалить новый модуль надо щелкнуть по его названию и в контекстном меню выбрать Remove (Убрать).
Сейчас мы познакомимся с органами управления инструментальных модулей на примере Piano (остальные модули имеют незначительные отличия, которые будут отмечены ниже).
Щелкните по маленькому треугольнику в правом нижнем углу модуля Piano. На экране появится дополнительная панель редактирования (Рис. 6).

Рис. 6. Открытая панель редактирования инструмента модуля Piano
Органы управления самого модуля очевидны (Рис. 6). На виртуальном «дисплее» черного цвета отображается номер MIDI канала, название банка инструмента (пресетный/пользовательский), номер инструмента в банке и название инструмента. Если вы щелкните по номеру MIDI канала, то появится контекстное меню, в котором можно выбрать другой канал. Ниже «дисплея» расположен фейдер уровня с индикатором и лампочкой перегрузки, поле в котором уровень можно выставить в виде числового значения (1-127) и лампочка наличия MIDI сигнала. В правой части модуля расположены регуляторы панорамы, уровня реверберации и уровня хоруса.
Панель редактирования инструмента Super Quartet напоминает аналогичную панель Hyper Canvas, однако здесь регуляторов больше. В секции фильтра (Filter) находятся хорошо известные по предыдущим синтезаторам два регулятора – Cutoff (частота среза) и Resonance (резонанс). Тип фильтра и его крутизна фиксированы, и меняться не могут (low pass 24 дБ/октава). Правее фильтра находится регулятор Character, который меняет характер гармоник исходного образца звучания.
Ниже фильтра расположены регуляторы секции Tuning (настройка), в которой можно грубо (Coarse) – по полутонам – и точно (Fine) настроить сдвиг высоты тона
Правее есть два регулятора Tremolo, которые на самом деле управляют час
Ixidor
спасибо за статью тему подымем
ВАШАМАТЬ
я добавил в самом начале корневого поста ссылку для скачки программы!!!
Это текстовая версия — только основной контент. Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, нажмите сюда.